Формирование этических представлений у детей дошкольного возраста
Воспитание нравственных чувств у
детей дошкольного возраста связано с формированием у них чётких этических представлений.
Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо, и что
такое плохо», мешает им контактировать с другими людьми, может явиться причиной
капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. На развитие у ребёнка представлений
о морали большое влияние оказывает детский сад и семья.
При правильном воспитании дети
дошкольного возраста способны воспринимать сложные отношения между людьми.
Формирование у детей этических
представлений определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные
представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной
частых конфликтов между детьми.
Многие дети знают, что значит быть
добрым – это делиться с товарищами игрушками, помогать тем, кто попал в беду,
любить животных, быть справедливым – это быть честным, не
перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чём они не
виноваты.
При формировании у детей
этических представлений не нужно требовать от них определения понятий, а нужно
беседовать с ними, создавать различные ситуации, в которых дети должны быстро
принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из
затруднения.
Например, можно предложить
ребёнку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого
он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту
несправедливость. Или обратить внимание ребёнка на такой случай, когда он сам с
кем-либо обошёлся несправедливо.
Нужно учить детей правильно оценивать свои поступки,
сравнивая своё поведение с поведением других.
Ответы детей показывают, что
поступки, совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они соотносят с понятием
«несправедливо, плохо поступил». Например: Саша разорвал Мише штаны, «на
них была маленькая дырочка, а я сделал её большой». «Я поступил несправедливо:
Я сегодня катался с горки, не удержал санки и скатился вниз, а Настя с санками
ещё внизу была и я её нечаянно стукнул – она заплакала».
Уважаемые родители! Чаще
создавайте условия, в которых ребёнок мог бы проявить свою самостоятельность,
активность. Если же все заботы о поведении ребёнка вы возьмёте на себя, то у
них постепенно будет угасать интерес к себе и к поведению окружающих,
будет развиваться равнодушие, привычка жить чужим умом.
Воспитание у детей нравственных
чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них
этических представлений, что значит быть хорошим, добрым, справедливым,
честным, чутким.
Спрашивайте у детей, например,
почему он поступает так, а не по другому? Почему нужно быть чутким,
справедливым? Ведь осознание детьми поступков способствует быстрому усвоению
ими этических представлений, чувств, правильному поведению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий