суббота, 24 октября 2020 г.

«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

 

 «Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее»

Фребель Фр. – немецкий педагог.

Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей

Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, парикмахерская, магазин и т. д.).


Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека, только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

• Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре;

• творческое создание обстановки для игры;

• организация совместных игр воспитателя и детей;

• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности.

Построение сюжетно-ролевой игры воспитателем называется педагогической технологией.

Этапы педагогической технологии:

1 этап – обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре: наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях;

2 этап – организация сюжетно-ролевой игры – «игра в подготовку к игре»;

3 этап – самостоятельная игровая деятельность детей.

Возраст: 4-5 лет

Характер игровых действий: Игры, содержащие 2–3 роли, совершенствование умения детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Выполнение роли: Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Развитие сюжета и воображаемой ситуации. Роль воспитателя: Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий с тремя действующими лицами (мама, папа, ребенок), дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Воспитатель помощник в игре, осуществляет контроль за игрой.

В сюжетно-ролевых играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий